Ремонт коммуникаций, проложенных под инфраструктурными объектами (автострадами, дорогами местного значения и т.д.), из-за растущей нагрузки на дорожное покрытие и естественного износа трубопроводов необходимо делать достаточно часто. Чтобы не перекрывать путепроводы, создавая тем самым серьезные проблемы для грузового и пассажирского транспорта, применяется санация труб. Это специальная технология реставрации трубопроводных систем, при использовании  которой нет необходимости откапывать линии коммуникаций. В данной статье мы подробно расскажем о «бестраншейной» ремонте действующих трубопроводов, который уже давно известен в европейских странах и становится востребованным в России.

Особенности технологии

Большинство коммуникаций в нашем государстве построены на основе чугунных и асбестобетонных труб. Их срок службы уже давно подошел к концу, поэтому такие магистрали работают «на износ». Ввиду аварийности трубопроводов, методика санации сегодня очень актуальна. Также данная технология помогает справиться с засорами в современных пластиковых коммуникациях – напорные трубы ПВХ активно вытесняют металлические аналоги. Санация – один из наиболее эффективных методов «бестраншейной» реставрации трубопроводов при:

  • разрушении коммуникативных ответвлений корнями больших деревьев;
  • появлении засоров или трещин;
  • высокой угрозе прорыва стальных и чугунных труб вследствие коррозии.

В большинстве случаев санация трубных магистралей производится при помощи полимерных труб. Это обусловлено их прекрасными физико-эксплуатационными характеристиками:

  • малый вес – обеспечивает относительно простой монтаж при минимальном вскрытии участка, на котором производятся ремонтно-восстановительные работы;
  • огромный выбор типоразмеров – есть возможность подобрать материал практически к любой трубопроводной системе;
  • долговечность – гарантирует эффективность и сохранность полученного результата;
  • возможность установки при отрицательных температурах – полимеры не теряют свойств даже в холодное время года.

Методики санации

Есть несколько основных способов «бестраншейного» ремонта:

  • Релайнинг или «труба в трубе». Способ подразумевает протаскивание в очищенную от засоров поврежденную трубопроводную систему трубы меньшего диаметра (например, в деформированную магистраль с внутренним сечением в 1200 мм помещается труба с наружным диаметров в 1100 мм).
  • Берстлайнинг – предполагает разрушение поврежденного участка трубы (изготовленной из чугуна, керамики, стали или железобетона) с дальнейшим протягиванием обновленной трубы такого же или большего сечения. Такой способ санации осуществляется статическим разрушением устаревшей магистрали. Технология отлично себя показала в технически сложных условиях, когда около реставрируемого участка на близком расстоянии находятся другие коммуникации.
  • U-лайн – методика, которая предполагает получение защитной оболочки внутри поврежденной линии при помощи пластикового вкладыша. Последний помещается в трубопровод и затем распрямляется под воздействием теплоносителя.
  • Напыление цементной смеси на заранее очищенный участок трубопроводной системы (рекомендуется только для ремонта водопроводов, для системы отвода стоков не подходит).
  • Использование роботов – инновационная технология, которая используется на сложных изгибах. Подразумевает герметизацию внутренних поверхностей труб при помощи специализированной роботизированной техники.

Преимущества санации трубопроводов

Плюсы «бестраншейного» ремонта труб:

  • минимальная потребность в земляных работах – нет необходимости привлекать спецтранспорт, большое количество рабочих;
  • высокая скорость ремонта;
  • доступная цена;
  • доступ к отдаленным поврежденным участкам изнутри;
  • экологическая безопасность;
  • возможность проводить работы в условиях уплотненной городской застройки;
  • исключается повреждение близрасположенных сетей и других коммуникаций;
  • долгий срок службы восстановленных участков.

Ограничений на проведение санации нет. Чтобы узнать больше, свяжитесь с профильными специалистами в своем регионе.